Кризис первого года жизни проходит в возрасте от 9-10 месяцев до полутора лет. В это время ребенок начинает ходить и как бы частично избавляется от опеки взрослых. Кризис первого года жизни требует от родителей с одной стороны предоставить ребенку возможность исследовать окружающий мир, а с другой стороны – защитить его от потенциальных опасностей.
Для чего нужны кризисы
Наблюдение за детьми позволило установить, что развитие их происходит не постепенно, а скачкообразно, когда периоды стабильного состояния сменяются переходными периодами быстрого развития – кризисами. Всего на протяжении детства ребенок переживает пять кризисов: кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и кризис тринадцати лет.
Задача родителей в кризисные периоды как можно бережней относиться к детям, в то же время не мешая им развиваться и познавать окружающий мир.
Врачи отмечают, что кризис первого года жизни является важным этапом в эмоциональном развитии ребенка. В этот период малыши начинают осознавать свои чувства и испытывают широкий спектр эмоций, включая радость, страх и гнев. Специалисты подчеркивают, что такие изменения являются нормальной частью развития и свидетельствуют о том, что ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.
Педиатры рекомендуют родителям быть внимательными к эмоциональным проявлениям ребенка, так как это поможет создать безопасную и поддерживающую атмосферу. Важно понимать, что кризис может проявляться в виде капризов и беспокойства, и это не всегда сигнализирует о проблемах. Поддержка и любовь со стороны родителей помогут ребенку справиться с этими эмоциями и научиться их регулировать. В конечном итоге, этот период закладывает основы для дальнейшего эмоционального благополучия и устойчивости в будущем.
С чем связан кризис ребенка первого года жизни
Кризис первого года жизни происходит в период от 9–10 месяцев до полутора лет. Связан этот кризис с тем, что ребенок начинает ходить и ему очень хочется исследовать все вокруг. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Это требует напряжения всех его сил. А так как мама не может позволить ему исследовать абсолютно все (например, электрическую розетку, ножницы, хрупкую вазочку и так далее), ребенок пытается добиться желаемого криком.
Возможность проявить свою самостоятельность может проявиться в нежелании возвращаться домой с прогулки, спать, есть привычное блюдо (например, кашу) и так далее. И это превращает милого улыбчивого малыша в капризное чудовище, заливающееся ревом каждые пять минут.
У разных детей кризис первого года жизни протекает по-разному: более спокойные дети не доставляют родителям много хлопот, но большинство детей в этом возрасте как раз очень подвижны и эмоционально неустойчивы, поэтому родители с трудом переживают этот период. И все же этот период очень важен для становления ребенка – он позволяет ему подняться на новую ступень развития.
Выявлены следующие признаками кризиса ребенка первого года жизни:
– резкий всплеск самостоятельности, частый отказ от привычных мероприятий – сна, купания, еды, прогулок или возвращения с них и так далее;
– настойчивость и упрямство в своих действиях, но при этом повышение привязанности к матери и требование повышенного внимания;
– обидчивость, быстро переходящая в агрессивное поведение или крик и плач;
– противоречивое поведение – ребенок постоянно что-то требует и тут же отказывается;
– усиленная капризность.
Кризис первого года жизни — это период, когда родители сталкиваются с бурей эмоций как у своих детей, так и у себя. Многие отмечают, что в этот момент малыши начинают проявлять сильные чувства: радость, гнев, страх и даже отчаяние. Это время, когда кроха осваивает мир и учится выражать свои желания, что часто приводит к истерикам и капризам. Родители, в свою очередь, испытывают смешанные чувства: радость от первых шагов и слов, но и тревогу от непонимания, как справиться с эмоциональными всплесками. Некоторые говорят о том, что это время требует особого терпения и любви, ведь именно в такие моменты формируется привязанность и доверие. Многие родители отмечают, что, несмотря на сложности, этот период становится временем глубокого взаимопонимания и укрепления семейных уз.
Что делать взрослым во время кризиса первого года жизни
При появлении неадекватного поведения ребенка взрослые чаще всего стараются сразу же это пресечь любым способом. Конечно же, многие желания ребенка не должны осуществляться и это нужно, прежде всего, для его безопасности и здоровья. Но маме все же следует остановиться и подумать, почему малышу хочется именно этого? В чем-то можно и уступить. А если уступить невозможно, то нужно научиться переключать внимание ребенка на что-то другое, безопасное. Дети в этом возрасте очень легко переключают свое внимание. У мамы для таких случаев могут быть заранее придуманные заготовки, если она не умеет быстро импровизировать. Например, можно выглянуть в окно и показать ребенку яркую машину, собачку или киску. А можно дать послушать мелодию в могильном телефоне, спеть песенку или рассказать стишок. Любой новый предмет также может заинтересовать ребенка.
Постепенно нужно обучать малыша безопасному поведению, создавать ему рамки, к которым он будет постепенно привыкать. Ребенок в этом возрасте чувствует, что ему нужна защита. Такую защиту он видит во взрослых и, прежде всего, в матери. Рамки безопасного поведения будут постепенно становиться для него защитой.
Эти правила поведения следует формировать четко, коротко, предельно понятно для ребенка и ни в коем случае не улыбаться при этом, чтобы малыш не решил, что мама с ним играет. При этом одну и ту же фразу следует повторять каждый раз, как только появляется экстремальная ситуация.
Что еще может придумать мама для своего малыша? Она может поиграть с ним. Летом можно играть в песочнице, печь пироги. Зимой такие же пироги можно сделать из снега или поиграть с ребенком в снежки. Дома подойдут игры в кубики, в машинки, куклы.
В возрасте одного года ребенку можно уже показывать яркие картинки в книжке. Например, можно показывать животных рассказывать, как они умеют говорить. Маленькие дети с удовольствием будут пускать вместе с мамой кораблики в ванне, а потом мыться в ней с теми же игрушками.
Ребенок в этом возрасте начинает говорить свои первые слова и понимать обращенную к нему речь. Для того, чтобы эти навыки развивались быстрее, с ребенком нужно постоянно разговаривать.
Кризис первого года говорит о том, что ребенок растет и исследует окружающий мир. Родители должны ему помочь в этом.
Источник – информации.
Вопрос-ответ
Что такое кризис первого года жизни у детей?
Кризис первого года жизни — это период, когда младенцы начинают осознавать себя как отдельные личности. Это время, когда они испытывают широкий спектр эмоций, таких как страх, гнев и фрустрация, что может проявляться в капризах и плаче. Этот кризис является нормальной частью развития и помогает детям адаптироваться к окружающему миру.
Как родители могут помочь ребенку справиться с эмоциями в этот период?
Родители могут поддержать ребенка, обеспечивая стабильную и безопасную среду. Важно проявлять терпение, понимать и принимать эмоции малыша. Регулярное общение, физический контакт и игры помогут ребенку чувствовать себя защищенным и любимым, что облегчит переживание кризиса.
Когда обычно начинается и заканчивается кризис первого года жизни?
Кризис первого года жизни обычно начинается примерно с 8-9 месяцев и может продолжаться до 12-15 месяцев. Однако сроки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его эмоциональное развитие может происходить в своем темпе.
Советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь быть внимательными к эмоциям вашего ребенка. В первый год жизни он может испытывать широкий спектр чувств, от радости до страха. Обратите внимание на его реакции и старайтесь поддерживать его в моменты беспокойства, создавая безопасную и комфортную атмосферу.
СОВЕТ №2
Создайте рутинные моменты в жизни вашего малыша. Регулярные распорядки помогают детям чувствовать себя более уверенно и спокойно. Это может быть время для сна, кормления или игр. Рутинные действия создают предсказуемость, что важно для эмоционального благополучия.
СОВЕТ №3
Не бойтесь выражать свои собственные эмоции. Дети учатся на примере родителей, и ваше умение справляться с эмоциями может стать для них важным уроком. Делитесь своими чувствами, показывайте, как вы справляетесь с трудностями, и это поможет вашему ребенку развивать эмоциональный интеллект.
СОВЕТ №4
Общайтесь с другими родителями. Обмен опытом и советами с теми, кто проходит через похожие ситуации, может быть очень полезным. Вы сможете получить поддержку, узнать новые подходы к решению проблем и просто почувствовать, что вы не одни в своих переживаниях.