Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признаный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.
Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.
В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.
В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.
Обучение детей с синдромом Дауна: двигательные навыки и навыки самообслуживания
Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.
Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).
Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.
Врачи отмечают, что методики обучения детей с синдромом Дауна должны быть индивидуализированными и адаптированными к особенностям каждого ребенка. Специалисты подчеркивают важность раннего вмешательства, которое способствует развитию навыков общения и социальной адаптации. Использование визуальных материалов, игровых методов и практических заданий позволяет сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. Врачи также рекомендуют активно вовлекать родителей в образовательный процесс, что способствует созданию поддерживающей среды. Кроме того, важно учитывать эмоциональные и психологические аспекты, обеспечивая детям уверенность в своих силах и мотивацию к обучению. Таким образом, комплексный подход к обучению может значительно улучшить качество жизни детей с синдромом Дауна и помочь им достичь максимального потенциала.
Иппотерапия для детей с синдромом Дауна
В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.
Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.
Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.
Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»
Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.
Программа охватывает определенные области развития:
– общую моторику;
– речь;
– двигательную активность;
– навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.
Методики обучения детей с синдромом Дауна вызывают широкий спектр мнений среди родителей, педагогов и специалистов. Многие отмечают, что индивидуальный подход и адаптированные программы обучения помогают детям развивать свои способности и навыки. Использование визуальных материалов, игровых методов и сенсорных технологий способствует лучшему усвоению информации. Родители часто делятся положительным опытом, когда занятия в малых группах или индивидуальные уроки позволяют их детям чувствовать себя комфортно и уверенно. Однако некоторые специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и комплексной поддержки, включая логопедическую и психологическую помощь. В целом, положительные отзывы о методах обучения свидетельствуют о том, что при правильном подходе дети с синдромом Дауна могут достигать значительных успехов и развиваться в соответствии со своими возможностями.
Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж
Метод рассчитан на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.
Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.
По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.
У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.
Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи
«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.
Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.
Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.
Дети с синдромом Дауна: обучение игровым методом
Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.
Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.
Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет.
Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе
В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.
Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.
Источник – информации.
Вопрос-ответ
Какие методики обучения наиболее эффективны для детей с синдромом Дауна?
Наиболее эффективными методиками являются индивидуализированный подход, использование визуальных и тактильных материалов, а также игровые методы обучения. Эти подходы помогают детям лучше воспринимать информацию и развивать необходимые навыки в комфортной для них обстановке.
Как родители могут поддержать обучение своих детей с синдромом Дауна?
Родители могут активно участвовать в обучении, создавая дома поддерживающую атмосферу, используя обучающие игры и занятия, а также сотрудничая с педагогами и специалистами. Важно также хвалить ребенка за достижения и поддерживать его мотивацию.
Какие дополнительные ресурсы могут помочь в обучении детей с синдромом Дауна?
Существуют различные ресурсы, такие как специализированные книги, онлайн-курсы, группы поддержки и консультации с логопедами и психологами. Эти ресурсы могут предоставить полезные стратегии и советы для родителей и педагогов, работающих с детьми с синдромом Дауна.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте визуальные материалы. Дети с синдромом Дауна часто лучше воспринимают информацию через зрительные образы. Используйте картинки, схемы и видео, чтобы сделать обучение более наглядным и интересным.
СОВЕТ №2
Создайте структурированную и предсказуемую среду. Дети с синдромом Дауна могут испытывать трудности с изменениями. Установите четкий распорядок дня и придерживайтесь его, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.
СОВЕТ №3
Поощряйте социальное взаимодействие. Включайте в обучение групповые занятия и игры, которые помогут ребенку развивать социальные навыки. Это не только способствует обучению, но и улучшает эмоциональное состояние ребенка.
СОВЕТ №4
Работайте в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами. Обмен информацией и совместная работа с родителями, логопедами и психологами помогут создать индивидуальный подход к обучению и развитию ребенка.