Россия, Рязань
Телефон:
+7 (491) 230-03-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vk email

Мифы о задержке речевого развития у детей

Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать предвестником дальнейших серьезных проблем, в числе которых – снижение интеллекта.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) ребенка до четырех лет подразумевается отставание развития его речи от возрастной нормы.

Зачастую молодые родители самостоятельно ставят своему ребенку диагноз ЗРР, опираясь на факты, почерпнутые из различных источников, советы знакомых и результаты собственных необъективных наблюдений.

Существует несколько устоявшихся ошибочных утверждений о задержке речевого развития у детей.

Миф №1: Единственная причина ЗРР — неблагополучные роды

На самом деле спровоцировать задержку речевого развития могут самые разные факторы, в том числе полученная родовая травма или же неблагополучное течение беременности.

Также проблемы с развитием речи могут появиться из-за нарушения слуха у ребенка, физиологических особенностей, например укороченная подъязычная уздечка, и нарушений психических и физических условий развития ребенка. Кроме того, предрасположенность к нарушению речи может достаться ребенку по наследству.

Многие родители сталкиваются с мифами о задержке речевого развития у детей, и мнение врачей по этому вопросу однозначно. Специалисты подчеркивают, что задержка речи не всегда является признаком серьезных нарушений. Часто она может быть связана с индивидуальными особенностями развития ребенка. Врачи отмечают, что раннее вмешательство и поддержка со стороны специалистов могут значительно улучшить ситуацию. Также распространен миф, что дети, которые начинают говорить позже, обязательно будут иметь проблемы в учебе. Однако исследования показывают, что многие такие дети успешно догоняют сверстников. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его развитию должен быть индивидуальным.

Мифы и заблуждения о речевом развитии детей. Советы родителям - Союз педиатров России.Мифы и заблуждения о речевом развитии детей. Советы родителям – Союз педиатров России.

Миф №2: Не стоит волноваться – всему свое время

Следуя этому утверждению, родители, даже отмечая у своего ребенка нарушения в развитии речи, не спешат обращаться к специалистам в надежде, что ситуация сама нормализуется. Такая необоснованная пассивность только ухудшает положение и способна навредить. Чем раньше будет начата корректировка проблемной речи, тем больше шансов на успех.

Тревожными симптомами можно считать отсутствие реакции (улыбки, гуления) у четырехмесячного ребенка на жесты взрослых; если к полутора годам ребенок не произносит простые слова (мама, папа, дай); если в два с половиной года словарный запас ребенка составляет не более 20 слов и он не может составить простую фразу.

Миф №3: Запас слов ребенка не дотягивает до нормы

Диагноз «задержка речевого развития» ставится только на основании комплексного обследования ребенка у врачей-специалистов: психолога, невропатолога и логопеда. Делать выводы о несостоятельности речи только на основании несоответствия ребенка нормам речевого развития неверно. Психологическое формирование каждого ребенка индивидуально, и любые критерии развития допускают отклонение по срокам в 1-2 месяца (опережение или отставание).

Задержка речевого развития у детей — тема, вызывающая множество мифов и заблуждений. Многие родители считают, что если ребенок не говорит в определенный срок, это свидетельствует о серьезных проблемах. Однако специалисты подчеркивают, что каждый ребенок развивается индивидуально. Часто задержка может быть связана с особенностями темперамента или окружением, в котором растет малыш. Некоторые родители полагают, что активное общение и чтение книг не помогут, но на самом деле, именно взаимодействие с детьми способствует их речевому развитию. Важно не паниковать, а наблюдать за ребенком и при необходимости обращаться к логопедам или психологам, которые помогут развеять мифы и дать рекомендации по поддержке речевых навыков.

Нейропсихолог и логопед-дефектолог о задержке речевого развития ребенкаНейропсихолог и логопед-дефектолог о задержке речевого развития ребенка

Миф №4: Проблему решат детский сад и пальчиковые игры

Общение со сверстниками в детском саду далеко не всегда способно стимулировать речь ребенка. Для многих детей с задержкой речевого развития стресс, связанный со сменой обстановки и новым коллективом, наоборот, может запустить обратный процесс и вынудить ребенка замкнуться в себе. Для ребенка с ЗРР предпочтительно посещать специализированные дошкольные учреждения.

Преувеличено и значение пальчиковых игр для формирования речи. Развитие мелкой моторики способно стимулировать развитие речи, но ждать чудес от этой методики при сложных случаях ЗРР не стоит.

Миф №5: Речь развивается сама по себе – логопед не нужен

Некоторые речевые навыки самостоятельно освоить ребенку очень сложно. Для постановки речи и исправления ошибок, помимо максимального родительского внимания, может потребоваться помощь специалиста. Регулярные логопедические занятия, начатые в раннем возрасте, дают положительные результаты в исправлении ЗРР.
Источник – информации.

Задержка речевого развития это не диагноз?Задержка речевого развития это не диагноз?

Вопрос-ответ

Каковы основные причины задержки речевого развития у детей?

Задержка речевого развития может быть вызвана множеством факторов, включая генетическую предрасположенность, недостаток общения с окружающими, нарушения слуха, а также различные медицинские состояния. Важно учитывать, что каждая ситуация индивидуальна, и для точной диагностики необходимо обратиться к специалисту.

Существует ли связь между задержкой речевого развития и интеллектом ребенка?

Нет, задержка речевого развития не всегда указывает на низкий уровень интеллекта. Многие дети с задержкой речи могут иметь нормальный или даже высокий интеллект. Речевые навыки и когнитивные способности развиваются независимо, и важно не путать их между собой.

Как родители могут помочь ребенку с задержкой речевого развития?

Родители могут поддерживать развитие речи у ребенка, создавая богатую языковую среду. Это включает в себя чтение книг, разговоры, игры, а также регулярные занятия с логопедом. Важно проявлять терпение и поощрять любые попытки ребенка общаться.

Советы

СОВЕТ №1

Не спешите ставить диагноз. Задержка речевого развития может быть временной и связанной с индивидуальными особенностями ребенка. Обратите внимание на его общее развитие и поведение, прежде чем делать выводы.

СОВЕТ №2

Общайтесь с ребенком как можно больше. Чтение книг, пение песен и простые разговоры помогут развить его речевые навыки. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет мотивирован говорить.

СОВЕТ №3

Консультируйтесь с логопедом. Если у вас есть сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Логопед сможет провести диагностику и дать рекомендации по коррекции.

СОВЕТ №4

Избегайте сравнения с другими детьми. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Сравнения могут вызвать ненужное беспокойство и стресс как у родителей, так и у ребенка. Сосредоточьтесь на его индивидуальных достижениях.

Ссылка на основную публикацию
Похожее